•  
  •  
  •  

Одним из обязательных пунктов инженерно-геологических исследований, предусматривающим лицензирование дальнейшей деятельности владельца, выступает постановка запасов на баланс. Данные мероприятия осуществляются с целью установления учета месторождений полезных ископаемых, залежей подземных вод и т.д. в государственном и территориальном балансе, что позволяет более рационально использовать природные ресурсы Российской Федерации.

Основные моменты постановки обнаруженных запасов полезных ископаемых на Государственный баланс

Постановка разведанного месторождения на государственный учет осуществляется в соответствии с Приказом Министерства природы России №207, утвержденным 14 июля 2009 года.

В соответствии с этим документом:

1. Основанием для постановки обнаруженного месторождения на Государственный баланс служат результаты заключения государственной экспертной комиссии, в дальнейшем утверждаемые Федеральным Агентством по Недропользованию.

2. Запасы полезных ископаемых, состоящие на государственном балансе, могут быть списаны с учета в соответствии с результатами проведения государственной экспертизы в следующих случаях:

  • последующие геологоразведочные и добычные работы не подтвердили наличие на исследуемом участке месторождения полезных ископаемых;
  • имеющиеся запасы полезных ископаемых больше не имеют промышленного значения в связи с ухудшением горнотехнических, экологических и экономических условий месторождения.

3. Полезные ископаемые, а также потери, зафиксированные во время их добычи, подлежат списанию с госбаланса без получения результатов государственной экспертизы. Основанием для списания служат данные ежегодной отчетности недропользователя, ведущего добычу полезных ископаемых.

4. Росснедра осуществляет постановку запасов на баланс при предъявлении следующей документации:

  • ежегодной отчетности недропользователя, осуществляющего разведывательные мероприятия и добычу полезных ископаемых;
  • заключения Государственной экспертизы, утверждаемого Росснедром или его региональным представителем;
  • региональных балансов запасов полезных ископаемых, полученных в территориальных фондах;
  • отчетов геологических исследований количества запасов полезных ископаемых.

Статья 31 Закона Российской Федерации «О недрах» определяет состав сведений, которые должны содержаться в Государственном балансе. К их числу относятся:

  • количественный и качественный состав, степень изученности имеющихся запасов по каждому виду полезных ископаемых на месторождениях, имеющих значение в промышленном масштабе;
  • их размещение, степень освоения и добычи;
  • информация о потерях и уровне обеспеченности промышленности выявленными запасами.

Мероприятия по постановке на учет полезных ископаемых, изменению имеющихся данных и списанию с Государственного баланса выполняются с учетом информации, полученной в результате геологоразведочных и добычных работ, итогов переоценки запасов вследствие изменения параметров подсчета выявленных запасов.

В Государственном балансе запасы полезных ископаемых учитываются: по месторождениям (площадь, участок, шахтные и карьерные поля, залежи, горизонты, купола и другие объекты, подлежащие учету), по рудным районам, разработанным бассейнам, субъектам РФ и федеральным округам, России в целом.